Обеспечение сохранности документов является одной из основных функций современных архивов. Оно, в частности, реализуется путем создания двух фондов, сформированных из копий источников, – страхового фонда документов (СФД) и фонда пользования (ФП). При этом ФП предназначен для ознакомления с архивными документами и работы с ними исследователей и других заинтересованных лиц, а СФД – для максимально длительного хранения информации и ее восстановления в случае утраты оригиналов. Наличие, регулярное пополнение и поддержание указанных фондов в рабочем состоянии должно, в идеале, полностью устранить необходимость повторного обращения к оригиналам документов, тем самым обеспечивая максимальную сохранность последних.
Исторически, начиная с 50-х годов прошлого века, СФД и ФП создавались на базе микрофильмов. Микрофильм и сегодня, благодаря уникальной совокупности его свойств, является основным носителем для создания СФД. Что же касается ФП, бурное развитие компьютерной техники и Интернет привело к практически тотальному переходу на электронную форму хранения информации, обеспечив невиданные ранее возможности доступа исследователей и широких масс населения к архивным документам.
Современный ФП представляет собой структурированный массив электронных копий оригинальных архивных документов, обеспечивающий возможность максимально оперативной работы с ними. Электронные копии получают с помощью специализированных книжных сканеров или сканеров листовых документов, в зависимости от вида оригинала. Большинство современных профессиональных сканеров представляют собой устройства, обеспечивающие бережную работу с архивными документами. Они, как правило, снабжены встроенными источниками света на базе белых светодиодов, в спектре излучения которых отсутствуют УФ и ИК составляющие, а также книжными колыбелями, реализующими бережный нормированный прижим сшитого документа к стеклу оригинала для качественного сканирования. Таким образом, современные сканеры, обеспечивая создание высококачественных копий архивных документов, оказывают на них минимальное воздействие.
Электронная форма хранения информации, сегодня повсеместно используемая для создания ФП, имеет ряд свойств, обеспечивающих ее преимущественное применение для создания таких фондов, в основном связанных с высокой скоростью поиска информации, ее копирования и рассылки. Однако она не лишена недостатков, особенно, если говорить о сохранности копий архивных документов на горизонте 50 и более лет. Можно констатировать, что электронная форма хранения информации не воспринимается органами чувств человека непосредственно, зависит от аппаратных и программных платформ, имеет высокую стоимость хранения, она подвержена внешним физическим воздействиям, а также воздействию человека.
Как известно, микрофильм является очень стабильным, энергонезависимым носителем информации, не связанным с аппаратными и программными платформами, нечувствителным к внешним воздействиям, таким как электрические и магнитные поля, случайное или намеренное вмешательство человека, и, наконец, информация, записанная на микрофильме, воспринимается человеком непосредственно. Эта уникальная совокупность свойств определила использование микрофильма в качестве безальтернативного носителя страховой информации по сегодняшний день.
На этапе становления и последующего развития страхового микрофильмирования информация на микрофильм переносилась методом непосредственного фотографирования с использованием микрофильмирующих камер. Данный метод, отчасти, применяется и по сей день. Его характеризует большая световая нагрузка на документы при их микрофильмировании, высокая вероятность пересъемки отдельных кадров, т.к. процесс ведется вслепую, и результат можно увидеть только после химико-фотографической обработки пленки, особые требования к помещениям, высокая степень влияния человеческого фактора. Перечисленные и ряд других особенностей страхового копирования с помощью микрофильмирующих камер при создании СФД подчас приводят к необходимости многократного обращения к оригиналу документа, повышенным световым и механическим нагрузкам на него, что, в конечном итоге, отрицательно сказывается на сохранности.
В современном мире во многих случаях аналоговая информация доходит до потребителя не непосредственно, а с использованием ее промежуточного преобразования в цифровую форму. Достаточно вспомнить современный копировальный аппарат, интернет-телефонию, цифровое телевидение – все это примеры получения человеком аналоговой информации путем ее промежуточного преобразования в цифровую. Такой подход, ставший в наши дни глобальным, не обошел и процесс страхового микрофильмирования. Соответствующая технология, разработанная в 80-е годы прошлого века, называется Computer Output Microfilm (COM). Ее также называют электронным или цифровым микрофильмированием. Соответственно, устройства, реализующие перенос цифровой информации на микрофильм, называются СОМ-системами (в Европе более применимо название Archive Writer). Суть электронного микрофильмировании заключается в том, что на кадр микрофильма экспонируется не изображение исходного документа, а его электронная копия. Такой подход позволяет, используя уже имеющиеся электронные документы из ФП, резко упростить и удешевить процесс страхового микрофильмирования. При этом крайне важен тот факт, что СОМ-технология обеспечивает гораздо меньшее воздействие на документ в процессе его копирования.
Использование СОМ-технологии при создании СФД на базе документов ФП дает большие преимущества одновременно в двух направлениях. Это повышение сохранности архивных документов, обусловленное минимизацией обращения к ним и более щадящим внешним воздействием при копировании, а также экономия средств за счет общего ускорения процесса, снижения процента брака, сокращения затрат на копирование вследствие использования менее дорогостоящего оборудования, снижения численности персонала и отсутствия необходимости в пересъемке:
СОМ-технология на сегодняшний день приходит на смену классическому аналоговому микрофильмированию, в частности, страховому. Об этом говорит тот факт, что из целого ряда известных компаний-производителей микрографического оборудования, активно поставлявших на мировой рынок микрофильмирующие камеры вплоть до 2005 г., осталась только одна. И при этом количество продаваемых ею камер исчисляется единицами штук в год во всем мире. Производство же и поставка СОМ-систем резко возросли в соответствии с увеличением спроса. Ведущие архивы, библиотеки и другие организации многих стран перешли и активно переходят сейчас на цифровое микрофильмирование, о чём говорит длинный список пользователей, включающий более сотни различных организаций и, в первую очередь, архивов. Для того, чтобы подчеркнуть уровень организаций, применяющих эту технологию, достаточно упомянуть Библиотеку Конгресса США и Бундесархив Германии.
Нормативная база электронного микрофильмирования в различных странах мира развивается вместе с развитием этой технологии. При этом национальные и локальные стандарты в этой области фактически приравнивают страховые микрофильмы, изготовленные методом непосредственного фотографирования, и СОМ-микрофильмы.